О сентябрьской конференции «Церковь и война: роль конфессий в защите Отечества»



В конце сентября 2014 года в посёлке Янино Всеволожского района Ленинградской области прошла двухдневная международная конференция «Церковь и война: роль конфессий в защите Отечества».

Организовал форум областной комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям совместно с Русской христианской гуманитарной академией в рамках юбилейных мероприятий к 70-летию освобождения региона от оккупации в 1944 году и 100-летию начала Первой мировой войны.

С докладами на конференции выступили ученые и представители различных конфессий, а также представители власти. Обсуждали вопросы актуализации исторической памяти, обращения к церковно-религиозным основам исторической памяти, отечественной духовной культуры, сообща искали пути консолидации современного общества.

В работе конференции приняли участие: первый вице-губернатор Ленинградской области Патраев Константин Николаевич; председатель комитета по местному самоуправлению межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Лебединский Михаил Евгеньевич; доктор философских наук, профессор, ректор Русской христианской гуманитарной академии БогатыревДмитрий Кириллович; начальник отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга Иванов Владимир Георгиевич; председатель Духовного управления мусульман Северо-Западного региона Российской Федерации Равиль Хазрат Панчеев; председатель Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины Грубарг Марк Давидович; ведущий специалист научно-исследовательской части, Русская христианская гуманитарная академия Владимир Александрович Егоров; доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университетБарышников Владимир Николаевич; доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургская православная духовная академия Шкаровский Михаил Витальевич; доктор философских наук, профессор, Русская христианская гуманитарная академия Ермичев Александр Александрович; доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук ФроловМихаил Иванович; доктор социологических наук, профессор, Ленинградский государственный университет имени А.С Пушкина Смирнов Михаил Юрьевич; доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения Дмитриев Олег Андреевич;  представитель филиала Болонского университета Равенна Марчелло Риццо (Marcello Rizzo); кандидат исторических наук, докторант Санкт-Петербургского Института истории РАН, Санкт-Петербургский Христианский Никольская Татьяна Кирилловна, кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет Артамошкина Людмила Егоровна; кандидат философских наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Гайдуков Алексей Викторович; старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет Адамова Нина Эдуардовна; духовный пастырь армян Всеволожска, настоятель храма Пресвятой Богородицы О. Аршак Назарян; заведующая отделом "Религии Востока", Государственный музей истории религии Кашовская Наталья Васильевна; научный сотрудник, ГБНУ "Московский институт развития образования" Малафеева Марина Алексеевна; старший научный сотрудник, Государственный музей истории религии Безродин Владимир Александрович; руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Протоиерей Димитрий Василенков; помощник командира в/ч 13231 по работе с верующими военнослужащими Щербатюк Анатолий Иванович; кандидат философских наук, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Каптен Герман Юриевич; кандидат философски наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы Семенков Вадим Евгеньевич;  кандидат богословия, Санкт-Петербургская православная духовная академия, КарпукДмитрий Андреевич; аспирант, Русская христианская гуманитарная академияКутарев Олег Владиславович.

От Санкт-Петербургской епархии приветствовал собравшихся протоиерей Димитрий Василенков, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской епархии. Отец Димитрий передал благословение митрополита Варсонофия и от себя пожелал, чтобы люди поменьше встречались с таким явлением, как война, а больше говорили о любви и мире. Также клириками Гатчинской и Тихвинской епархий - протоиереем Илией Осокиным и иереем Сергием Лявдой - были зачитаны послания от своих правящих архиереев.

Открыл пленарное заседание доктор исторических наук профессор Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Барышников.

Тема его доклада – «Наступление советских войск летом 1944 года на Карельском перешейке глазами финских солдат».

Благодаря сообщению Владимира Николаевича аудитория перенеслась в Карелию накануне Победы. 

Известный петербургский историк Михаил Шкаровский в своем докладе поднял одну из самых горячо обсуждаемых на сегодня тем – «Патриотическая деятельность православного духовенства Ленинградской области в период немецкой оккупации (1941-1944 гг.)».

Михаил Витальевич рассказал, что, согласно рассекреченным документам, священники оставались на оккупированных немцами территориях Гатчины и Ленинградской области по заданию советской разведки. Пасхальное послание Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) рассматривалось духовенством как призыв к борьбе с фашизмом и помощи партизанам. Многие священники были казнены немцами за нежелание сотрудничать.

«Эта тема с научной точки зрения долгое время была совершенно закрыта для исследований по идеологическим и политическим соображениям. Но мы живем в мире, где ведутся войны, и очень важно услышать по этому поводу голос церкви и науки», – отметил протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице.

Кандидат исторических наук, докторант Санкт-Петербургского Института истории РАН Татьяна Никольская рассказала о том, как в разные годы защищали Родину российские протестанты.

С докладом «Актуальные задачи возрождения института военного духовенства ВС РФ на современном этапе» выступил клирик Выборгской епархии, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы войсковой части 13821, войсковой священник иерей Анатолий Щербатюк.

В докладе были затронуты вопросы по основным руководящим документам регламентирующим деятельность войсковых священников в ВС РФ на современном этапе, планирование работы помощника командира по работе с верующими военнослужащими, организация подготовки и проведения занятий по ОГП, особенности реализации религиозных потребностей военнослужащих и членов их семей, а также рассмотрены актуальные задачи в области патриотического и нравственного воспитания личного состава, духовного окормления и просвещения военнослужащих и членов их семей.

Заместитель главы Всеволожского муниципального района и глава Заневского поселения Вячеслав Евгеньевич Кондратьев в своём приветственном слове отметил неслыханное мужество и неимоверную стойкость ленинградцев, сумевших пережить блокаду – трагический период в истории нашей страны, которому невозможно найти аналогов и в мировой истории:

«Проходят годы, но значение народного подвига не меркнет в наших сердцах. И сегодня главная задача, стоящая перед нами – передать грядущим поколениям память о великом свершении предков».

Вячеслав Евгеньевич обратил внимание присутствующих, что в настоящее время в соответствии с поручением президента Владимира Путина разрабатываются предложения по созданию музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни», посвященного обороне и блокаде Ленинграда. Губернатор области Александр Юрьевич Дрозденко поддерживает идею создания  этого комплекса. По личной инициативе Владимира Петровича Драчева прорабатывается проект создания Вечного огня у мемориала «Разорванное кольцо». Эта идея также понравилась Губернатору Ленинградской области.

Научный сотрудник ГБНУ «Московский институт развития образования» Марина Малафеева свой доклад посвятила Старообрядчеству в годы Великой Отечественной Войны.

«Об участии старообрядцев в Великой Отечественной Войне говорят и пишут не очень часто. Однако несомненно, что они сражались наравне со всеми остальными жителями страны. Стоит, в начале, отметить, что бурный рост старообрядчества начался после 1905 года, когда был принят Декрет о свободе совести. Однако новая волна гонений началась уже после революции 1917 года. Часто встречающееся мнение, что никогда еще за всю историю существования старообрядчества всласть не обрушивалась на церковь с такой жестокостью. Закрывались храмы, сажали и расстреливали самых активных деятелей. Однако с первых дней Великой Отечественной войны иерархи старообрядческой церкви обратились к старообрядцам страны с воззваниями, в которых призывали всех верующих единодушно встать на защиту священной русской земли», – подчеркнула Марина Малафеева в своём выступлении.

Также специалист отметила, что активное участие в сопротивлении старообрядцы приняли на оккупированных территориях, особенно в Молдавии, где практически всё население сел и деревень ушло в леса. В лесах, используя скиты, как центры сопротивления, была развернута широкомасштабная партизанская война. Существуют материалы, в которых говориться, что некоторые старообрядцы всё же сотрудничали с немцами. Один из свидетелей тех событий в своих воспоминаниях писал:

«Можно смело утверждать, что в самой среде староверов немецкой контрразведке делать было нечего — советских агентов там не было… Староверы, жившие в лесах, чрезвычайно точно информировали абвер обо всем происходящем у партизан и их передвижениях».

По итогам конференции будет издан сборник материалов с публикацией докладов.

По материалам портала modus-agendi.org






Добавить комментарий