О том, что казаки ценили выше оружия



Среди коллекций драгоценных металлов всех областных музеев России собрание Смоленского музея-заповедника одно из самых богатых. Именно в наших запасниках хранятся сотни и тысячи артефактов, относящихся ко всем историческим эпохам - от античности по сегодняшний день. Начать знакомство с уникальными и во всех смыслах блестящими предметами, которые смоляне еще никогда не видели, мы решили с царских позолоченных ковшей. А помогает нам в этом ведущий научный сотрудник фондов музея-заповедника, хранитель коллекции драгоценных металлов Валентина Склеенова.

Медали и ордена на Руси появились лишь при Петре I. А до этого государи поощряли своих верноподданных серебряными и золотыми монетами, отрезами драгоценных тканей, оружием, доспехами. Самым почетным трофеем считалась, конечно, шуба с царского плеча. А в начале XVII века появилась новая награда - позолоченные ковши. В первой половине столетия их презентовали торговым и посадским людям за прибыль в царскую казну, позже стали вручать за военные заслуги перед Отечеством, верность монарху и выполнение поручений государственной важности.

- Эти ковши необычайно ценились. А в казачьей среде их почитали даже больше, чем наградное оружие, - рассказала Валентина Ивановна. - Их ставили на самое видное место в доме и с гордостью показывали самым дорогим гостям. Эту «посуду» передавали из поколения в поколение по мужской линии. Если род прерывался, то ее относили в ближайший храм, собор или монастырь «на вечный помин». А в случае утраты ковша, например при пожаре, семья награжденного имела право заказать такой же, дабы потомки знали о великих заслугах пращура. Но если человек попадал в немилость государя, то ковш следовало вернуть в царскую казну.

Эти предметы необычайно редки, в России их сохранилось очень мало. Но тем ценнее коллекция из шести ковшей, хранящаяся в Смоленском музее-заповеднике. Кстати, в полностью она никогда не выставлялась. Взорам смолян в Музее истории представлен только один из них. Первый российский император пожаловал его смоленскому бургомистру Михаилу Ивановичу Головину «за его многую службу и радение и за прибор прошлого 1701 года». Остальные пять ковшей с историей Смоленска не связаны, поэтому вписать их в краеведческие экспозиции практически невозможно.

Ценнейшие экспонаты имеют ту же ладьевидную форму, что и обычные деревянные черпаки, имевшиеся в каждой крестьянской избе. Но есть и отличия. Во-первых, они сделаны из позолоченного серебра (кстати, весят драгоценные вещицы от 273 до 543 граммов). А во-вторых, дно, ручку и носик каждого ковша венчает двуглавый орел. Это значит, что над созданием одного такого знака отличия трудились несколько мастеров: чеканщик, гравер, литейщик, позолотчик и писарь. На боках ковшей нанесены титулатуры царей, имена награжденных и перечень их заслуг.

Самый «старший» по возрасту относится к эпохе совместного правления Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича (1684 - 1685). Еще два ковша были подарены Елизаветой I в 1751 и 1752 годах. На них изображение орла выполнено высокой чеканкой, а картуши украшены узорами из ветвей и плодов деревьев, а также выгравированным портретом императрицы.

На презенте Петра III (1762) впервые появляется девиз «За веру и верность». Самый изящный по форме - ковш Екатерины II (1794). Его отличительная особенность в том, что все рисунки по резьбе покрыты чернью.

Как эти ковши, не связанные с историей нашей области, попали в Смоленск? Этим вопросом сотрудники фондов задаются по сей день, ведь в каталоге историко-этнографического музея М. К. Тенишевой источники поступлений не указаны. Может быть, княгиня приобрела их у антикваров в конце XIX века? А те, в свою очередь, могли купить их в храмах и монастырях, которым в позапрошлом столетии разрешали продавать вышедшие из обихода вещи.

СПРАВКА РП

В основу коллекции драгметаллов Смоленского музея-заповедника легли лучшие произведения отечественных, европейских и восточных ювелиров, собранные Марией Клавдиевной Тенишевой. Самые большие потери собрание понесло в 20-е годы прошлого века. Молодому советскому государству требовались деньги, поэтому по всей стране из музеев изымали произведения искусства и продавали их за границу. Смоленск тоже потерял несколько ящиков драгоценных артефактов. В период Великой Отечественной войны, буквально перед самым началом оккупации, десять сотрудников музея во главе с Е. В. Буркиной погрузили в железнодорожный вагон 26 052 экспоната и эвакуировали их в Новосибирск.

Автор: © Юлия Шенгур

Источник




Добавить комментарий