Путешествие в страну кукольных волшебников



/КАЗАКИТОЛЬЯТТИ -  автор "К.С." фото (полный фоторепартаж): "К.С." и Топтыгин/

Как говорится, театр начинается с вешалки.

А с чего начинается знакомство с театрами у людей?

Конечно, с самого первого, самого понятного и самого радостного театра – кукольного. Именно в него попадают дети, знакомящиеся с миром театра.

Для нашего информагентства, после открытия 44-го сезона, приветливо распахнул свои двери Тольяттинский театр кукол «Пилигрим» в лице директора Ирины Елисеевой и главного режиссера Янины Дрейлих. Беседа происходила в кабинете директора среди грамот за достижения и любимцев детей – кукол.

Почему театр кукол назвали «Пилигрим»? Откуда идет история названия? От того, что театр переезжал много раз?

Так назвали театр наши предшественники – руководители. Мы очень любим наше здание, старинное, с колоннами. Нам выделили его благодаря ходатайству С. В. Образцова, который курировал театр. Изначально это был Дом культуры, который стал нашим домом.

Зато, благодаря названию «Пилигрим», мы попали в Википедию, там указано: «Пилигрим - театр кукол в Тольятти».

Существуют ли кардинальные отличия кукольного театра от других видов театров? 

Кардинальное отличие одно. Наличие куклы! Она главная и она диктует свои законы. Кукла принимает не всех и оживает не с каждым. Талантливейший драматический актер может не совладать с куклой, которая требует максимальной отдачи себя. Это действительно особый дар! Наверняка, Вы слышали фразу «кукла оживает в его руках». Это настоящее волшебство. Актер-кукольник – не эгоист, он предан кукле и делает всё ей на благо. 

Во время этого рассказа, да и потом на протяжении всей беседы, Янина Владимировна то и дело обращалась к своим верным друзьям – куклам. Ее слова подтверждала ворона, Каштанка, а капуста выбрала себе место рядом с нашим главным редактором.

Где обучают профессиям, связанным с кукольным театром?

Сейчас в России два ВУЗа, в которых готовят артистов-кукловодов и режиссеров театра кукол. Это СПГАТИ – Санкт-Петербургская Государственная Академия Театрального искусства (Сейчас РГИСИ), и ЯГТИ – Ярославский Государственный Театральный институт. Ещё в Нижегородском театральном училище тоже готовят артистов театра кукол.

Наметились ли какие-либо тенденции, связанные с изменениями в театре за последние годы? Складываются ли новые традиции? 

На данном этапе особенно важно, позиционирование театра кукол. Необходимо доказать зрителю, что театр кукол нов, интересен, экспериментален. Открыть его взрослому зрителю, который до сих пор живет стереотипом. А, ведь современный театр кукол – это не просто ширма с Зайкой Попрыгайкой. Это вид искусства, который способен удовлетворить даже самую изысканную публику, причем разных возрастов. 

Театр кукол, безусловно, эксклюзивен, элитарен. И позитивен, по умолчанию. Он позволяет гораздо больше чем обычные театры – любое волшебство, любая сказка. Особенно с современными материалами – декорациями, светом, техническими возможностями. 

Изначально, если вспомнить театр С.А. Образцова – он ведь был театром для взрослых. Мы с нашей постановкой «Марьино поле» попытались преодолеть эти стереотипные установки – объединились с режиссером «взрослого театра» и синтезировали постановку.

Из новых тенденций – возобновление гастрольной деятельности. Долгое время, лет 20, никуда не выезжали, а теперь уже посетили с нашими спектаклями Москву, планируем в Ульяновск и снова в Москву. В ответ их театры приезжают к нам с постановками. Хочется наладить связь с Самарой – с нашими соседями и, конечно, выйти на уровень фестивалей Европы. 

Одна из зарождающихся традиций – появление собственных, новых талантливых драматургов, специально пишущих для «Пилигрима». Другая наша особенность – постоянное освещение деятельности. Мы всегда делимся со зрителями в социальных сетях – что у нас происходит, наши новинки, наши репетиции. Мы открыты всем.

Из наших новинок, которые, надеемся, станут традицией – детская театральная студия. Мы стараемся, чтобы дети выросли у нас, чтобы впоследствии они вернулись и продолжили нашу работу, чтобы создавались династии.

Какими качествами должен обладать актер вашего театра? 

Артист именно нашего театра?

«Пилигрима»?

Для нас важно, чтобы артист любил детей, зрителя. С трепетом относился к публике. Артист просто обязан работать искренне, по полной, с любовью… В этом наша профессия, иначе всё бессмысленно. 

А если по ремеслу, то артист-кукольник – универсальный артист, он должен быть пластичным, обладать хорошими вокальными данными, способностью к звукоподражанию, иметь чувствительные, но достаточно сильные руки, которые непосредственно занимаются кукловождением. Попробуйте просто постоять с вытянутыми вверх руками минут 40, поймете.

Особенность актера театра кукол в том, что он большой ребенок. Он должен уметь радоваться, более тонко чувствовать детей и любить свою профессию.

Что сложнее, когда актер скрывается за ширмой, или непосредственно выходит на сцену с куклой в руках?

Сложно сказать, это по-своему разные работы – есть мимические, пальчиковые, планшетные куклы. Но самой филигранной можно считать работу марионеточников. И, конечно, без чувства юмора актерам никуда… И на самом деле ещё много и много факторов. Важно не перетянуть на себя внимание зрителей, когда находишься вместе с куклой на сцене – это высшая степень мастерства.

Есть ли у актеров «настройка» перед выходом на сцену? 

Настройка у актера заключается в «отстранении от» … и «погружении в» … Сцена – другое измерение. Талантливый актер получает удовольствие от перевоплощения, это особый драйв. Настраивать себя возможно и не нужно, кому как, но необходимо моментально погрузиться в ткань произведения, в сказку, в историю. 

Хотя, перед премьерой, действительно, собираются вместе, копят энергию. И главный режиссер всегда присутствует в зале, актеры ждут ее реакции.

К кому бы вы себя скорее причислили к актерам или сказочникам?

Безусловно к сказочникам! И почетно. И приятно. Мы же можем сотворить любое чудо! У нас и животные разговаривают, и цветы поют… 

Я. Дрейлих: «Моя младшая дочь, когда её спросили, кем работает твоя мама, ответила, не задумываясь, «Кукольной Королевой!» Так что я не главный режиссер, а кукольная Королева, для детей».

Ждать ли от «Пилигрима» в 44-м сезоне новых удивительных событий? 

В 44-м сезоне только удивительные события и будут! Очень насыщенный сезон – яркий, звездный, сезон экспериментов. И для всех возрастов. Мы взяли высокую планку.

Открылись спектаклем для взрослых «Марьино поле» по пьесе О.Богаева. Это был совместный проект двух режиссеров Янины Дрейлих и Владимира Хрущева. 

художник-конструктор Владимир Ганжа

Сейчас идут репетиции кукольного мюзикла для маленьких зрителей - «Репка». Смешная, добрая и поучительная история. Артисты будут петь «живым звуком», в спектакле используются мимирующие куклы, пример таких кукол всем известные «маппеты». Премьера в октябре.

А уже в конце ноября мы порадуем зрителей еще одним интересным проектом – спектакль «Курочка Ряба». Автор обозначил эту историю, как философская сказка для самых маленьких. Специально для театра кукол «Пилигрим» пьесу написал известный драматург – Рагим Мусаев. 26-го ноября, в день премьеры, мы ждем его приезда в город для творческой встречи со зрителями и актерами.

Ну и ко Дню театра, 27-го марта, жителей города Тольятти ждёт красивая премьера – «Русалочка». Спектакль рассчитан на ребят постарше, с пометкой «12 +». Современный драматург Д. Муранова (наша соотечественница, из Тольятти) в своей пьесе показывает юным зрителям пути решения проблем, которые помогут избежать трагедии Русалочки. Способность любить – это особый дар, созидательный и прекрасный. Жизнеутверждающий финал пьесы вдохновляет и приятно удивит зрителя. Хотим сделать яркий спектакль, бомбу!

В «театральной гостиной» мы планируем цикл театрально-образовательных спектаклей. Через театрализацию мы хотим прививать детям важнейшие качества социально развитой личности, нравственности, доброты. С приглашением психолога, совместной работой с родителями.

Есть ли у театра свои легенды? Свой собственный «Призрак оперы»?

Расскажем о последней, свеженькой. В этом году, прямо на Благовещенье, на пороге в здание театра мы нашли котёнка – рыженький, назвали Каштанкой. Весь коллектив заботился о котёнке, даже воспитанники-студийцы: поили по очереди молочком из пипетки, грели под лампой, искали кормилицу кошку, сопереживали… Всё закончилось хорошо и котёнку нашли маму и дом. И знаете, мы верим, что с того самого дня, в Благовещенье, благие вести теперь посещают нас чаще и чаще. Мы это ощущаем.

Что вы пожелаете своим зрителям?

Желаем нашим дорогим зрителям, прежде всего, счастья в семье! Берегите друг друга!

И добро пожаловать к нам! Поверьте, мы стараемся максимально сделать всё, чтобы вам было комфортно, интересно и светло на душе в нашем театре! 




Добавить комментарий